Экспертные и консультационные услуги
в области пожарной безопасности
apaexpert@yandex.ru
+7 (958) 58-72-771
Мы работаем на всей территории России

Изменение категорий риска объектов в целях исключения или снижения частоты проверок надзорными органами

Что это?
Для кого это нужно?
Что это дает?
Сколько стоит?


Что это?

В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», связанные с введением нового, риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов. Несмотря на то, что изменения вступят в силу 1 января 2018 года, внедрение риск-ориентированного подхода начинается уже сейчас.

17 августа 2016 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в котором утверждены правила отнесения субъектов бизнеса к определенной категории опасности. Изменения внесены, в том числе, и в Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Государственный пожарный надзор также предусматривает применение риск-ориентированного подхода для осуществления проверок по соблюдению требований пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к категориям чрезвычайно высокого, высогого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска.

Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории НИЗКОГО РИСКА, плановые проверки не проводятся.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, орган государственного пожарного надзора предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

По версии законодательных органов, категорирование позволит снизить нагрузку на бизнес, повысить эффективность проводимых проверок государственного пожарного надзора, оптимизировать использование необходимых ресурсов, а также поможет собственникам минимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности объектов. Присваивать ту или иную категорию опасности на объекте смогут органы Государственного пожарного надзора.

Одними из условий, позволяющих осуществить переход объекта защиты из одной категории в другую — менее значимую, а, следовательно, увеличения периодичности проверок, являются проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности, а также, подача в добровольном порядке декларации пожарной безопасности в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.

Для кого это нужно?

Необходимость в изменении ранее присвоенной категории риска может возникнуть в следующих случаях:

1) Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не согласны с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отнесении используемых ими объектов защиты к определенной категории риска.

2) Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель желают снизить присвоенную им категорию риска при выполнении ими определенных условий.

Что это дает?

Проведение пожарного аудита (независимой оценки пожарного риска) объекта защиты отнесенного к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности, либо подача в добровольном порядке декларации пожарной безопасности в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, согласно п. 3 Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, позволяет отнести данный объект на ступень ниже — к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска соответственно.

В результате мы значительно снижаем вероятность проведения плановых проверок объектов защиты, так как, в зависимости от присвоенной категории риска они осуществляются со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории НИЗКОГО РИСКА, плановые проверки не проводятся.

При этом впоследствии, следует учитывать, что возможен и обратный процесс: объекты защиты, подлежащие отнесению к категории значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории высокого, значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих условий:

— проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

— наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;

— наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.

Поэтому забывать о соблюдении требований пожарной безопасности, никогда не следует!

Сколько стоит?

От 5 000 рублей (если не требуется независимая оценка пожарного риска).

От 45 000 рублей (с независимой оценкой пожарного риска).

© 2017 Общество с ограниченной ответственностью
“Агентство пожарного аудита ”Эксперт”
Адрес: 174405, Новгородская область, г. Боровичи, м. Кованько, дом № 1
Телефон: +7 (958) 58-72-771 (Ростелеком, Viber, WhatsApp)