В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», связанные с введением нового, риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов. Несмотря на то, что изменения вступят в силу 1 января 2018 года, внедрение риск-ориентированного подхода начинается уже сейчас.
17 августа 2016 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в котором утверждены правила отнесения субъектов бизнеса к определенной категории опасности. Изменения внесены, в том числе, и в Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Государственный пожарный надзор также предусматривает применение риск-ориентированного подхода для осуществления проверок по соблюдению требований пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска.
Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска — один раз в 3 года;
- для категории значительного риска — один раз в 4 года;
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
- для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории НИЗКОГО РИСКА, плановые проверки не проводятся.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, орган государственного пожарного надзора предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.
По версии законодательных органов, категорирование позволит снизить нагрузку на бизнес, повысить эффективность проводимых проверок государственного пожарного надзора, оптимизировать использование необходимых ресурсов, а также поможет собственникам минимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности объектов. Присваивать ту или иную категорию опасности на объекте смогут органы Государственного пожарного надзора.
Одним из условий, позволяющих осуществить переход объекта защиты из одной категории в другую — менее значимую, а, следовательно, увеличения периодичности проверок, является проведение на объекте организацией аккредитованной в установленном порядке, независимой оценки пожарного риска выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.